«Великая война: как это было»

Экспозиция «Великая война: как это было» включает в себя несколько разделов:

  • выставка «Человек на войне» содержит экспонаты трёх  сюжетных линий: человек на фронте, человек в тылу, человек в плену.

  • реконструкция «Фронтовой землянки» воссоздает элементы быта солдата времен Великой Отечественной войны: печь-буржуйка, походный котелок и фляжка, рация, вещмешок, агитационные плакаты и личные вещи.

  • выставка «Во что играли дети в дни войны» рассказывает не только об игрушках и играх наших маленьких односельчан 40-х годов, но и о детях блокадного Ленинграда, эвакуированных к нам, о школе, помощи взрослым в годы войны.

Армейский походный котелок

Полевая (походная) посуда, находящаяся на оснащении военнослужащих многих государств мира.

Полевые котелки стали применяли в первые мирные годы это были старые – медные и бронзовые котелки образец 1910 г., а железных было выпущено мало и для их производства требовалось наладить поставку и изготовление. 

Долгое время котелки выпускались по старому образцу принятую приказом № 76 по Военному Ведомству о т 1899 г.
Современный вид был разработан в 1936 году и имел некие черты Европейского котелка, овальный алюминиевый с отдельной крышкой с ручкой-застежкой и самим котелком. После войны котелок немного доработали и данная модель используется до сих пор.

С 1940 г. котелки стали окрашивать защитной краской.
Размеры: 150 × 100 × 170 мм, объём котелка 1,3 литра, объём крышки 0,5 литра.

Керосиновая лампа

Светильник, работающий на основе сгорания керосина — продукта перегонки нефти.

Первый прототип керосиновой лампы — нефтяная лампа — была описана Ар Рази   в Багдаде IX века. До середины 19 века в освещении господствовали растительные и животные жиры, сжигаемые в масляных лампах. Замена масел на керосин сразу повысила яркость. 

Считается,  что первые керосиновые лампы появились в 1853 году. В этом году австрийские аптекари Игнатий Лукасевич и Ян Зех во Львове начали использовать керосин в доработанной масляной лампе. 

Пантуфли

Пантуфли (реконструкция по воспоминаниям Золотова И.И.) – особая немецкая „обувь“ узника концентрационного лагеря, на деревянной подошве, с брезентом, закрывающим только носки или имеющая брезентовые ремни.

Изначально пантуфли  (франц.) - котурны, попавшие в Италию, где их называли «пантофли» - пробковая обувь, в конце 15 в. появились во Франции. Вначале это была модная мужская обувь, в 16 в. ее стали носить только женщины.

Патефон

Патефон – это неправильное название граммофона, которое прижилось только в СССР и даже неизвестно по каким причинам. Патефон является для нас частью советской культуры.

Патефоны той поры были механическими и приводились в действие посредством пружины. Каждые пять минут нужно было заводить пружину специальной рукояткой, причём подкручивать пружину нужно было до конца, но не пережимать, чтобы она не лопнула.

Под него танцевали в 30-х годах на площадках в парках, ведь его звук был достаточно громким. И если граммофоны были стационарной установки, то главным достоинством новых аппаратов было то, что его можно было брать с собой и даже держать в руках, когда хочется насладиться очень громким его звучанием, ведь всё его устройство помещалось в легкий небольшой чемоданчик. В чемоданчике патефона предусмотрен выдвижной отсек для хранения игл, которые можно было покупать на вес. Они  были дешевыми.

Звук с пластинки снимался посредством сапфировой иглы. Такая игла была рассчитана на многократное использование «Из пакета очень осторожно вынимали пластинку, чтобы её не уронить, ведь они были очень хрупкими, затем смахивали с пластинки пыль и клали её на круг, подводя патефонную иглу. Любимыми пластинками военных лет… их и сегодня хорошо помнят наши деды. Это «Рио-Рита»,  «Брызги Шампанского»   и «На сопках Маньчжурии».

Портсигар

«Портсигар» имеет французские корни («porte» – носить и «cigare» – сигара) и трактуется как «плоский футляр, коробка для ношения при себе папирос или сигар». Первые упоминания о портсигарах относят к 17 веку, тогда ими пользовались богачи, носители благородных фамилий, люди из высшего света. Дорогой портсигар во все времена много рассказывал о своем владельце. Глядя на сигарную коробочку можно было без труда рассказать о положении в обществе своего собеседника, его образовании и благосостоянии. В 18 веке портсигары изготовляли из драгоценных металлов, украшали камнями, жемчугом, росписями. Позднее, в конце 19 - начале 20 века, когда курение стало популярно среди всех слоев населения, портсигары из предметов роскоши стали «предметом личного пользования». Кроме серебра и золота для изготовления портсигаров стали использовать металл, древесину, пластмассу.

Во время Первой мировой войны мастерские Фаберже не остались в стороне, они выполняли военные заказы и производили оружие. А портсигары и чарки от Фаберже дарили русским воинам, отличившимся в боевых сражениях, солдатам - медные, офицерам - серебряные.

В непростом военном времени, которое пришлось на нашу страну, портсигары оказались для солдатов своеобразным стимулом для борьбы с вражескими войсками и напоминанием о доме. Окопные будни были связаны с постоянной борьбой за выживание, на фронте каждый пытался остаться человеком даже в мелочах, сохранить традиции и привычки. Бойцы мастерили зажигалки из гильз, а портсигары из фляжек и обломков военной техники. Именно во второй половине 20 века появилось большое количество самодельных портсигаров.

Рация

ТА-57 "Тапик"

Переносной  армейский полевой телефонный аппарат, предназначенный для эксплуатации в особых условиях и обладающий большой мобильностью в эксплуатации. В первую очередь разрабатывался для организации связи во время боя.

Впервые полевой телефон был использован Германией во время первой мировой войны, собой он заменил флажковую систему связи и телеграф.

Поступил на вооружение в 1957 году. Пришёл на смену ТАИ-43, став его дальнейшей модернизацией. Хорошо зарекомендовал себя за всё время применения и является одним из самых популярных в мире.

Фронтовое письмо

На передовой брать конверты было не от куда, очень мало бумаги было в Великую Отечественную, не было конвертов, марок. Вот и появились такие треугольнички. Благодаря этой форме письма меньше мялись и не раскрывались во время транспортировки.

Как ждали таких треугольничков в каждой семье. И как горько было получать красивые белые конверты с адресом, напечатанным на машинке, ведь в этом конверте лежала бумажка, на которой было написано: геройски погиб, пал смертью храбрых или пропал без вести. Прямоугольными  во время войны были только похоронки. И уже по форме письма было ясно, какие новости пришли с фронта в семью солдата.

Все письма подлежали досмотру, поэтому выбрали оптимальную форму - треугольник ( и содержание как-бы не на виду, и конверта не надо).

1 / 1

Please reload

© 2016 МКОУ «Ключинская средняя школа»

  • Odnoklassniki Social Icon
  • YouTube Social  Icon